Бешенство у крупного рогатого скота: симптомы, профилактика
Следить за здоровьем своих животных должен любой фермер, ведь вопрос стоит не только о сохранении экономических показателей и прибыльности бизнеса, но и об элементарной безопасности. Существует целый ряд болезней, одинаково опасных и для животных, и для людей, более того, человек может заразиться ими, употребляя в пищу инфицированное мясо. Один из таких недугов, таящий смертельную угрозу как для крупного рогатого скота, так и для человека, — губчатая энцефалопатия, иногда называемая также коровьим бешенством или болезнью бешеной коровы.
Что это за болезнь
Человечество познакомилось с этой проблемой совсем недавно. В середине 80-х годов прошлого столетия несколько тысяч английских коров одновременно были поражены неизвестным недугом. Почти одновременно похожие симптомы были выявлены у крупного рогатого скота в Ирландии, а затем — и в некоторых других странах Западной Европы.
Но больше всего от странной эпидемии по-прежнему страдала Англия: в 1992 году здесь погибли уже десятки тысяч бурёнок. Признаки болезни очень напоминали бешенство: появлялось беспокойство, страх перед замкнутым пространством, агрессия, свето- и звукобоязнь, нервная реакция на прикосновения, стремление к уединению, скрежетание зубами. По этой причине недуг и получил своё бытовое название, часто вводящее фермеров в заблуждение относительно его природы.
Бешенство имеет вирусную природу, в то время как возбудитель губчатой энцефалопатии — это не вирус, не бактерия и даже не гриб. Оказывается, болезнь вызывает обычная белковая молекула, которая присутствует на поверхности нервных клеток, в головном и костном мозге животных и людей, однако в определённый момент по каким-то причинам принимает не свойственную ей конфигурацию. К такому сенсационному открытию в 1982 году пришёл английский биохимик Стенли Прузинер. «Перекрученную» молекулу белка, вызывающую смертельно опасное поражения мозга, он назвал «прионом».
Развитие болезни происходит следующим образом. «Неправильные» прионы притягиваются друг к другу, создавая на нервной клетке сгусток, бляшку. В результате нервная клетка умирает, а на её месте возникает заполненная клеточным соком полость, так называемая вакуоль. С развитием болезни подобные вакуоли заполняют весь мозг, превращая его в подобие губки (отсюда — губчатая энцефалопатия).
Разумеется, функции головного мозга при этом необратимо нарушаются, и поражённый болезнью организм погибает.
Как происходит заражение
Учёным долго не удавалось выяснить, почему именно происходит «перекручивание» белковых молекул нервных клеток. В конце концов было сделано предположение, не опровергнутое до настоящего времени, что достаточно попадания в организм одного «неправильного» приона, чтобы соседние молекулы начали перестраиваться по его образу и подобию. Механизм этого явления остаётся до конца не изученным, но то, что одна «паршивая овца» каким-то образом заражает «всё стадо», почти не вызывает сомнений.
При более глубоком изучении механизма заражения было установлено, что источник заболевания (та самая неправильная молекула) скорее всего попадал в организм несчастных бурёнок с мясо-костной мукой, добавляемой в их пищу английскими фермерами. Эту муку производят из овечьих туш, а овцы также страдают от прионных недугов.
Таким образом, мясо и кости больных овец превращаются в отраву, медленно убивающую других, более крупных животных.
Отвечая на вопрос, почему издавна добавляемая в рацион коров мясо-костная мука начала убивать бурёнок лишь в определённый период времени, учёные выяснили, что вспыхнувшая эпидемия совпала с внесением существенных изменений в технологический процесс изготовления муки, а, точнее, его упрощения путём отказа от некоторых этапов, дополнительно обеззараживающих исходное сырьё. И действительно, как только мясо-костная мука была исключена из состава корма, коровы стали болеть меньше, и эпидемия пошла на убыль. Но при этом возникла другая проблема — губчатой энцефалопатией начали болеть люди.
Подобная особенность передачи заболевания означает, что характер эпидемии губчатая энцефалопатия принимает не потому, что животные заражают друг друга, а потому, что они получают в пищу один и тот же корм.
Если в стадо попала заражённая «мнимым бешенством» корова, она не заразит своих товарок, однако болезнь может быть передана внутриутробным способом, то есть телята, рождённые такой коровой, вероятнее всего тоже будут больны.
Формы и признаки бешенства у КРС
Одна из главных проблем, связанных с диагностикой и, соответственно, с самой возможностью лечения губчатого энцефалита, состоит в том, что эта болезнь имеет очень длительный инкубационный период. У коров он может составлять от 2,5 до 8 лет, а у людей болезнь имеет латентную форму ещё дольше, иногда до 30 лет.
Но когда заболевание даёт о себе знать, оно быстро прогрессирует и не сопровождается временными улучшениями состояния.
Принято различать 2 формы заболевания:
- приобретённая (иногда её называют также вариантной или спорадической, поскольку она встречается у отдельных особей и не носит характера эпидемии);
- наследственная (животное инфицируется в утробе больной матери и рождается с наличием заболевания).
Буйная
У больного губчатой энцефалопатией животного появляется беспричинный страх, однако если обычное вирусное бешенство характеризуется выраженной водобоязнью, то прионная инфекция проявляет себя острой негативной реакцией на любые раздражители — свет, шум, телесный контакт.
Корова может ни с того ни с сего лягнуть хозяина, потерять лидирующие позиции в стаде, начать дрожать всем телом, натыкаться на препятствия. В общем, этот блок симптомов очень похож на клиническую картину бешенства.
Спокойная
Помимо явных изменений в поведении, губчатую энцефалопатию можно распознать и по некоторым другим, «спокойным» симптомам, к которым относится:
- нарушение моторики и координации движений (атаксия): этот симптом иногда длится несколько недель, а в других случаях растягивается на месяцы;
- прихрамывающая походка;
- частое движение ушами;
- облизывание носа;
- чесание головы (животное с этой целью может тереться о различные предметы или даже пытаться дотянуться до головы ногой);
- ухудшение зрения;
- подёргивание и непроизвольное сокращение мышц, сопровождаемые сильными болезненными ощущениями;
- потеря веса (при сохраняющемся аппетите);
- снижение надоев;
- на последних стадиях — отказ задних конечностей, кома и смерть.
У человека характерными признаками губчатой энцефалопатии являются потеря памяти, слабоумие и прочие нарушения мозговой активности, депрессия и бессонница, покалывание в конечностях, однако у коровы эти симптомы (безусловно, также имеющие место) распознать довольно сложно.
Диагностика
Клинико-эпизоотологические сведения не позволяют с точностью диагностировать губчатую энцефалопатию, поскольку её симптомы имеют сходные черты со многими другими заболеваниями крупного рогатого скота, причём к ним относится не только бешенство.
На сегодняшний день существует 2 основных способа диагностики губчатой энцефалопатии:
- биохимический (гистологический);
- иммунологический.
Иммунологическая диагностика предполагает использование особых антител, взаимодействующих с деформированными прионами, вступая с ними в реакцию, которую можно обнаружить. Есть реакция — анализ положительный, реакция отсутствует — заболевания нет. Этот метод однозначно является более достоверным и информативным, чем визуальное обследование.
Единственная «небольшая» проблема состоит в том, что провести его можно лишь в отношении убитых животных. Иными словами, иммунологический способ диагностики хорош в том случае, когда необходимо проверить, можно ли употреблять в пищу говядину, например, привезенную из стран, которые входят в группу риска в отношении коровьего бешенства. Иммунологический способ диагностики
Именно этим методом сегодня пользуются в Западной Европе, где мясокомбинат на этапе подготовки коровьих туш к переработке проводит их предварительный анализ на губчатую энцефалопатию; для этого требуется около 10 часов.
Впрочем, опыты по проведению диагностики людей на наличие у них латентных форм заболевания уже ведутся — для анализа берётся спинномозговая жидкость либо фрагмент ткани, взятый из горла.
Можно ли вылечить
К сожалению, своевременная постановка правильного диагноза нужна не для лечения, а лишь для проведения поддерживающей терапии (у людей) и принятия решения о возможности употреблять мясо в пищу (в отношении коров).
У человека смерть от «коровьего бешенства» наступает в период от полугода до года с момента выявления первых симптомов болезни. Однако, учитывая очень долгий инкубационный период, если вовремя обнаружить проблему, её развитие можно немного задержать.
Может ли человек заразиться от больных животных
Стопроцентная смертность и невозможность вакцинирования делает губчатую энцефалопатию исключительно опасной даже несмотря на то, что вероятность получения человеком такого экзотического заболевания нельзя назвать высокой.
Так, на сегодняшний день от коровьего бешенства в мире умерло порядка 80 (по другим данным — 200) людей, и эти цифры сопоставимы со статистикой смертей от «настоящего» бешенства, которое, хотя и является смертельным, но лишь в случае непринятия своевременных мер по введению вакцины. Однако нужно понимать, что число смертельных случаев от губчатой энцефалопатии может значительно увеличиться в будущем за счёт тех, кто ел мясо заражённых коров до того, как опасная болезнь была распознана (если тревогу впервые забили в 1985 году, а развитие недуга у человека может длиться 30 лет, вполне вероятно, самые страшные последствия инфекции ещё себя не проявили).
Важно знать, что употребление мяса больного животного, в том числе дикого, например оленя или лося, действительно является наиболее вероятным способом заражения человека коровьим бешенством (в отличие от вируса настоящего бешенства, «возбудитель» губчатой энцефалопатии не содержится в слюне животных). Однако возможны и более экзотические способы занесения инфекции.
Помимо мяса, источниками заражения могут являться также молоко и молочные продукты, причём речь идёт не только о коровьем, но также об овечьем и козьем молоке.
Профилактика коровьего бешенства
В отсутствии вакцины единственно возможным способом предотвратить неизбежную смерть от коровьего бешенства является профилактика. И меры предосторожности должны касаться не только фермерских хозяйств, где содержатся коровы и другой подверженный заболеванию скот, но также предприятий, перерабатывающих и реализующих их мясо и молоко, и конечных потребителей этих продуктов.
Для стран, где ситуация с коровьим бешенством выглядит благополучно (к таковым, к счастью, относятся Россия, Украина и Беларусь; однако, как говорят скептики, проблема обошла нас стороной скорее из-за того, что отечественные животноводы просто не могут позволить себе покупать мясо-костную муку, произведённую в Англии, и кормят своих бурёнок местным сеном и комбикормами), меры профилактики сводятся к соблюдению нескольких простых правил:
- Ограничение завоза мясной продукции из государств или территорий, на которых отмечались даже единичные случаи губчатой энцефалопатии. Это должно касаться не только мяса и субпродуктов, но также полуфабрикатов, эмбрионов, спермы, биологических тканей, мясо-костной муки и других кормов и кормовых добавок животного происхождения, технического жира, так называемого кишечного сырья, сыров и прочих молочных продуктов.
- Внимательнейшая проверка всех племенных особей, ввозимых на территорию страны, особенно из Англии и других европейских стран.
- Неиспользование в качестве кормовых добавок мясо-костной муки, произведённой из туш овец и крупного рогатого скота.
- Приобретение кормов и кормовых добавок лишь при наличии соответствующего сертификата, подтверждающего прохождение продукцией проверки на губчатую энцефалопатию.
- Обязательное проведение лабораторного исследования мозга овец и крупного рогатого скота, умерших от неизвестной причины, а также забитых туш, предназначенных для продажи.
В Великобритании, Ирландии, Германии и других неблагополучных с точки зрения коровьего бешенства странах профилактика поставлена на более серьёзный уровень. Самой радикальной мерой, к которой, тем не менее, многие жители этих стран давно уже прибегли, является полный отказ от употребления говядины, баранины, козлятины и ягнятины.
Что касается государственных мер по борьбе со смертельной болезнью, то англичане, например, разработали специальную систему по выявлению случаев коровьего бешенства. В стране периодически проводятся выборочные проверки мясной продукции, предназначенной для реализации.
А вот в Соединённых Штатах Америки ещё в 1997 году Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (Food and Drug Administration, сокращённо FDA) запретило включение белков животного происхождения в корма для крупного и мелкого рогатого скота.
Таким образом, от нас, к сожалению, мало что зависит. Если мясо заражённого коровьим бешенством животного каким-то образом попадёт нам на стол, заражение и последующая смерть (в далёкой перспективе, но без вариантов) ожидает нас неминуемо. Пока мы остаёмся на родине, особых поводов для беспокойства нет, разве что мясную и молочную продукцию следует приобретать лишь у проверенных производителей.
С другой стороны, хотя губчатая энцефалопатия и является английской болезнью, передавшейся в некоторые страны Западной Европы, там ситуация с ней уже взята под строгий государственный контроль.
Поэтому любой турист сегодня может без всяких опасений наслаждаться там ароматным стейком в хорошем ресторане, а вот от уличной шаурмы и прочих мясных блюд сомнительного происхождения ради собственной безопасности всё же лучше отказаться.
Видео: бешенство коров
помогла